Образ барыни в глиняных игрушках

Образ барыни в глиняных игрушках

Глиняные игрушки поражают своим многообразием, при этом в них прослеживаются некоторые общие для всех образы.Один из самые распространенных образов это - образ женщины. Одни стоят подбоченясь, другие с блюдом, третьи с младенцем, иные держат в высоко поднятых руках птиц. Они олицетворяют и богиню весны, и образы матери-земли, и матери всей природы. По представлению предков, земля была живым существом. Для человека прошлого неживой природы не существовало, вся она была живой и говорящей. Подобно человеку на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала, а с первыми вешними лучами просыпалась, пила талые воды, наполнялась живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай .Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.  – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Позже, игрушки стали отражать быт людей, изображая барынь, водоносок, кормилиц, нянек.

 

 

 Орнаментация поверхностей дымковских игрушек использует условные декоративные элементы -- кружочки, полоски, прямые и волнистые линий, точки и штрихи ярких цветов, из которых складывается геометрический орнамент. Роспись обычно строится по такой схеме: у человечков на круглом белом лице с чуть выпуклым носом - круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точечками глаз, черные или коричневые волосы; головные уборы и одежда - одного цвета; широкие юбки дам и шкуры животных-свистулек орнаментируются. Законченную игрушку покрывают яйцом, что придает краскам яркость и блеск, украшают сусальным золотом.

 

 

 

 

 

 

Необычайно ярки и красочны филимоновские игрушки. Для филимоновских красавиц характерны высокие, стройные фигуры с юбкой-колоколом -- устойчивым основанием игрушки. В руках у них ребенок и маленькая свистулька-курица непременный атрибут человеческих изображений. Сплошной окраской и чередующимися цветными полосами обрисована одежда - кофта, юбка, передник с узорным подолом, повойник на голове типичная одежда тульских крестьян. Веселая пестрота росписи предает им нарядную декоративность. В особой «филимоновской» палитре красок господствуют 3-4 цвета красно-малиновый, зеленый и желтый иногда синий. Женские наряды на фигурках покрывались ромбами, розетками и полосами. При этом орнамент часто напоминает мотивы народной вышивки. 

 

 


 

 

 

Каргопольские барышни также показаны не в будничной обстановке, а праздничными, принаряженными. Современные игрушки, с лёгкой руки потомственного гончара И.В. Дружинина, обладают своеобразной пластикой, мягкой сдержанной росписью, не имеющей аналогов в других районах. Здесь есть и баба в клетчатой юбке и кофте с непомерно большими пуговицами на груди - своеобразным украшением костюма, много «барынь», у которых юбка колом. 

 

 

 

 

 

Ковровская глиняная игрушка является «визитной карточкой» города Ковров. Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романовская игрушка – это сугубо местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и др. Особенность липецкого декора игрушек – ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налёпов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. 
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура – романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пёстрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.

 

 

 

 

 

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.  Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь рабтали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Абашевские игрушки нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Туловище игрушки имеет удлинённую форму, и эта особенность сразу бросается в глаза. Ещё одна отличительная черта заключается в пышной причёске, бороде, кудрях. Такие детали имеют четкий контур, они отлично смоделированы и отличаются высоким рельефом. Абашевская игрушка раскрашивается при помощи эмалевых красок насыщенных оттенков. Чаще всего это красный, синий, зелёный цвета, которые сочетаются самым необычным образом. Всё зависит о фантазии мастера, который делает игрушки. Непонятно как, но они всегда получаются гармоничными и красивыми. Некоторые мелкие детали, такие как рога, копыта или волосы могут быть окрашены в золотые и серебряные оттенки. Ещё один трюк, к которому прибегают мастера, – это оставление незакрашенных участков на фигурке. Таким образом получается сильный контраст между яркими цветами и белыми пятнами эмали.


Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.

Восстановлением и развитием этого ремесла на современном этапе занимаются Ирина Дмитриевна Бежина и Ольга Алексеевна Андреева.

Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини.

Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость.

Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища.

Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность. Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.

 

 

Деревня Чернышено — один из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. Долго считалось, что промысел в Чернышено прекратил свое существование в тридцатых годах двадцатого века, на самом деле игрушки в деревне Чернышено лепили вплоть до конца пятидесятых годов. 
Живописная деревенька, расположенная не далеко от города Новосиля (одного из древнейших на Орловской земле) издавна славилась своими мастерицами—игрушечницами. В д. Чернышено жили крепостные, барские крестьяне, и к своему основному доходу они добавляли заработок от какого-либо промысла. По сложившейся традиции крестьянка ничего не получала на свои расходы от мужа и пользовалась средствами от продажи молочных продуктов, пряжи, холста, игрушек. Это был женский промысел, мужчины никогда не делали игрушек.  Чернышенские куклы – барыни, кормилки - особенно хороши. Головные уборы, роспись одежды напоминает костюмы XIX начала XX веков. Но несмотря на эти более поздние подробности, ей удалось сохранить, пронести сквозь тысячелетия древнейший символ, связанный с культом плодородия—четко выставленные питающие груди. Этот признак говорит опять-таки о языческом происхождении Чернышенской игрушки, когда она была не предметом забавы, а предметом культа корни которого уходят в древний матриархат и в славянское родовое почитание Рожениц.