Пряничные доски

Пряничные доски

В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Это лепной пряник (их лепят из теста, так же как игрушки из глины), печатный пряник и силуэтный (вырубной или вырезной) пряник (для их изготовления используется или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которых из раскатанного теста вырезается силуэт будущего пряника).

Печатные пряники изготавливались с помощью специальных досок. Пряничная доска или, по-другому, доска-пряница, представляет собой форму из дерева с вырезанным на ней узором.Узор делается контрельефным,то есть обратным. Пряничные доски часто вырезают на твёрдой древесине – груши или клёна: чем плотнее и твёрже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.Такие доски используются для отпечатывания узора на прянике, именно поэтому пряники называют "печатными".

Пряничные доски ведут свою историю из 15 века. В европе были известны нюрнбергские и аахенские пряники. В России пряники и, соответственно, пряничные доски появились позже, они датируются 17 веком, так, например, в писцовой книге 1685 упоминается тульский пряник. В целом, русские пряники — явление общенациональное, вряд ли где-нибудь еще до такой степени связанное с народной жизнью и бытом.  Они были распространены повсеместно. Их производили в Перми и Керчи, в Архангельске и Путивле, в Харькове и Рязани, в Калуге и Твери, в Вязьме и Воронеже, в Новгороде и Белгороде и во множестве других городов. Первоначально пряники выпекались в домашних условиях, позднее – в специальных пряничных заведениях. В Нижнем Новгороде, например, было 6 пряничных заведений, которые выпекали 7 550 пудов этой продукции в год, в Вязьме также 6 пекарен производили 3 170 пудов, в Ярославле и Пошехонии 2 пряничных завода выпускали 4 850 пудов пряников.


Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от муки (как правило, использовали ситную ржаную или крупчатую пшеничную) и от теста (простое пресное применяли для изготовления дешевых сортов, из кислого делали дорогие «коврижки», существовало также заварное тесто, тесто, выдержанное на морозе), от основы, на которой замешивалось тесто (на меду — так называемые «одномедные», на патоке, на солоде, на сусле, на сахарном сиропе, на розовой воде, на ягодах), и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика. 

Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту. Сложные свадебные обряды и пиршества, поминовение умерших, дни новоселья, приношение пряников в так называемое «прощеное воскресенье» и дни именин, праздничные трапезы и другие отличительные моменты народной жизни имели в старину теснейшую обрядовую связь с декоративными пряниками. Для разных событий изготавливались соответствующие пряники.

Всего можно выделить видов пряников, а значит и пять видов форм пряничных досок:

  • Фигурные
  • Штучные
  • Наборные
  • Почетные
  • Городские.

Как можно догадаться из названия, фигурные пряники делались в форме каких-либо фигур. Доски данного типа служили для формования отдельных пряников. Доски данного типа служили для формования отдельных пряников. Самый пряник обрезался по имеющейся на доске контурной схеме и имел фигурные очертания. Отсюда и возникает наименование типа. Самыми наиболее часто изображаемыми фигурами того времени можно считать коня, птицу и льва. 

Штучные пряничные доски появились одними из самых первых. Их отличал небольшой размер: длина не превышала 20 сантиметров, а ширина — 15 сантиметров. Эти доски использовались для создания оттискана отдельных пряниках поштучно. Принципиальное отличие от фигурного пряника заключается в том,что штучные пряники украшались исключительно орнаментами. 

Наборные доски. Эти пряничные доски служили для создания "наборов" пряников, то есть одновременного отпечатывания большого количества пряников. Наборная пряничная доска является доской производственной, тяготеющей к принципу массового изготовления пряников. Большая пряничная коврига, формованная наборной доской, делилась на соответствующие делениям доски количество долей (так называемых «шашек» или «угольников»), причем каждый небольшой пряник обладал законченным — локализованным узором или изображением. Мотивы наборных и фигурных досок пересекались. На наборных досках часто изображали птиц, лошадей, рыб, фигуры разных зверей и ременно-плетёные узоры геометрического характера. Это могли быть растительные мотивы, одинаковые изображения в рисунке доски повторялись многократно, отличались чёткостью и выразительностью. Со временем популярные мотивы видоизменялись, и прежде всего это касается изображений птиц. Среди элементов растительного узора чаще всего встречались расположенные симметрично цветы на стеблях и чашеобразные тюльпаны, овальные и круглые гранёные плоды, розетки. Также при создании рельефов использовались бытовые мотивы. Они впервые стали наноситься именно на этот тип досок и по частоте распространения стали конкурировать с растительными элементами и геометрическими мотивами. При помощи таких досок можно было одновременно делать от 8 до 20 пряников. Отдельные доски позволяли сразу сделать сразу до 120 пряников. Такие пряники называли грошевиками ввиду их небольшого размера и простого узора.

Почетные пряничные доски отличались большим размером. чаще всего они были прямоугольными, гораздо реже встречались доски многоугольные и круглые. Однако основное отличие почетной пряничной доски - это сложная резьба и продуманная композиция доски. Изготовление почетной доски - ответственная задача, поэтому изготовление таких досок доверялась только опытным мастерам.

Городские пряничные доски так назывались потому, что на них писалось название города, в котором изготавливался пряник. Такие доски чаще всего делались прямоугольной горизонтальной формы, центром композиции являлось само название города, а вокруг слово украшалось какими-либо узорами.