ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА – ВРЕМЯ И МОДА

Тульская игрушка удивительна. Она была не только игровой для детской забавы, например, свистульки, но гораздо чаще игрушка предназначалась для любования. Ставили ее и на комоды для украшения жилища, и в оконные проемы.

Автором статьи является Андреева Ольга Алексеевна, член СХ России,Народный мастер России по тульской городской игрушке

Тульская городская игрушка – явление необычное и   загадочное. Занимаясь её возрождением  более 20 лет, я тщательно и очень вдумчиво изучаю все сведения, как в печатной литературе, так и в археологических находках, найденных на территории города Тулы.

Тульская  игрушка  удивительна. Она была не только игровой для детской забавы,  например, свистульки (о них можно прочитать у Глеба Успенского в «Нравах Растеряевой улицы»), но гораздо чаще игрушка предназначалась для любования. Ставили ее и на комоды для украшения жилища, и в оконные проемы.

Среди искусствоведов существует мнение, что наша игрушка, как яркая звезда, вспыхнула во второй половине ХIХ века и молниеносно угасла в начале ХХ века. Однако среди  археологов и искусствоведов нашего города существовало ранее и до сегодняшнего дня бытует мнение, что возраст игрушки гораздо старше. И это действительно так. Согласно последним раскопкам 2013 года на территории города, керамическое производство в Туле было развито уже в ХYI веке, сведения об этом можно получить из « Кратких итогов  археологического изучения керамического промысла на территории г. Тулы» от 11 апреля 2014 г. опубликованных начальником Тульской археологической экспедиции к.и.н. Воронцовым А.М.

Летом 2013 года в Заречье, на пересечении улиц Луначарского и Герцена, началось строительство нового дома. Но прежде на это место пришли археологи.  И вот ЧУДО!   Они обнаружили на этом месте  гончарную артель, постройки которой относят к началу ХVIII века.( Статья о найденных находках будет опубликована археологом Иваном Простаковы в журнале « Археология Подмосковья» в 2017г. Иван непосредственно занимался данным раскопом.)  Артель состояла из 15 горнов, многие из которых были забиты изразцами, керамикой и игрушкой. Данная территория была поделена на участки, улочки, видимо, для отдельных семейных мастерских. Игрушки цельнолепленые, одетые в наряды по моде начала ХVIII века. Кроме фигурок людей были и фигурки животных- лося, гусей и голубей. Ранее на территории города были найдены игрушки в одежде, отражающей сословную принадлежность, отвечающую точно своему времени.( Статья Марии Воронцовой « Глиняные безделушки»  в Тульском краеведческом альманахе , выпуск № 5 , 2007 год , стр. 36-47).

Исходя из исследований найденных артефактов, осмелюсь предположить, что Тульская игрушка, в отличие от своих многочисленных игрушек-собратьев ( Филимоновской, Липецкой, Хлудневской, Вырковской и др.) не была статичной, а была ДИНАМИЧНОЙ, и изменялась со временем. Это выражалось в приёмах лепки. Будучи изначально цельнолепленной, впоследствии игрушка лепилась по элементам. Также и её платье менялось, и отражало моду  своего времени .

В докладе « Взаимосвязь Тульской и Белёвской городских игрушек», опубликованном в  альманахе «Белёвские краеведческие чтения» в 2004 году, мною выдвинуто предположение, что Белёвская городская игрушка оказала влияние на облик тульской городской, сохранившейся в ряде музеев России, экспонаты которой датируются концом ХIХ и началом ХХ веков.

Более ранние экспонаты ( конец ХVI – начало  ХVII вв. были просты и условны в своём исполнении. Они близки к архаичным, где костюм, как таковой, не читается. А вот  по игрушке начала ХVIII века  и до начала ХХ века, можно проследить, как одевались туляки. 

Тульские « безделушки», так  называли  в народе глиняные игрушки, словно губки впитывали в себя историю, отражая время и моду.

 

 

Фотографии: