ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО И КОВРОТКАЧЕСТВО

Русское ручное ткачество - один из древнейших видов народного декоративного прикладного искусства. Возникнув в глубокой древности как вид домашнего ремесла, оно сохраняется вплоть до нашего времени. Тканые изделия находили применение в убранстве крестьянского жилища и элементах народного костюма. Скатерти, столешники, салфетки, полотенца. покрывала, половики, детали рубах и передников, пояса - все они были не только предметами утилитарными, орнаменты узорного ткачества имели значение оберега, были необычайно нарядны и красочны. 

В России узорное ткачество бытовало повсеместно - не только у русских, но и представителей других народов, входивших в состав многонационального государства. Особое место оно занимало в народном творчестве жителей Поволжья и Урала. 

Изделия ткали на ручном самодельном деревянном ткацком станке. Материалы использовались местные - лён конопля,шерсть. Художественные особенности тканых вещей отдельных региональных центров определялись техникой и способами ткачества, а также свойствами подобранных для ткачества нитей. 

Существуют следующие виды ткачества:

  • Закладное
  • Браное 
  • Выборное
  • Переборное
  • Ремизное
  • Ажурное

Закладное ткачество - наиболее древнее и сложное. Для него характерны довольно плотная фактура ткани и многоцветный рисунок (благодаря применению в утке различных цветных нитей). Рисунок в закладном ткачестве имеет зазоры и уступы, что является отличительной чертой этого вида обработки ткани. Закладное ткачество было распространено в центральных и южных районах России, Поволжье, на Северном Кавказе. Наибольшую известность получили самобытные тканые изделия Рязанской, Тамбовской, Пензенской областей России.

Браное ткачество широко использовалось в районах Русского Севера, встречается у удмуртов,башкир, коми, татар. Для браного ткачества характерны фризовый приём построения композиции, доминирование в рисунках красного цвета, рельефная фактура ткани за счет выступающего над поверхностью фона узора. Его художественные особенности - две-три узорные полосы, выполненные красными настилами по белому фону, преобладание в орнаментальных композициях диагонально-геометрических узоров. Эта техника довольно трудоёмка, однако её по-прежнему используют при разработке изделий. Так, браное ткачество, бытовавшее у поморов Архангельской губернии России, продолжает развиваться в продукции предприятия "Беломорские узоры", находит применение при изготовлении тканых изделий ручной работы, выполненных на основе народных традиций предприятиями современного Татарстана, мастерицами Республик Коми и Башкортостан.

Выборное ткачество по технике исполнения близко к браному, но в данном случае узорный уток проходит не по всей поверхности ткани, а лишь на отдельных участках, что организует более свободный ритм чередования орнаментальных пятен. Выборное ткачество часто сочеталось с браным. Имело широкое распространение в Поволжье у башкир, удмуртов, в северных и северо-западных районах России. Так, традиционные тканые полотенца предприятия "Агидель" (Башкирия), сочетающие в себе обе техники, сегодня составляют одно из направлений ассортимента разрабатываемых изделий. Художественные особенности башкирского тканого рисунка - отсутствие симметрии в цветовом решении композиции орнамента при линейном симметричном построении узора. 

Не менее интересной разновидностью браного народного ткачества является ажурное ткачество с перевивкой нитей основы. Этим способом выполняли полотенца, скатерти, занавески и другие изделия в северных районах Европейской России — Вологодской и Архангельской областях, Карелии. Характерным для ажурного ткачества является то, что узор здесь получается из мережек, расположенных одна над другой в определенных местах ткани, где она просвечивает, образуя собственно ажур. Узоры в ажурных тканях довольно крупные, всегда строго геометрические, иногда это ромбы, треугольники, косые кресты или другие фигуры, в основе которых лежат диагональные линии, в других случаях клетки, вертикальные или горизонтальные полосы.

Переборное ткачество, появившееся  в начале 20 века, напоминает выборное, но имеет большее количество ремизок.

  • Ремизка (от францremise — возврат на прежнее место) - рабочий орган ткацкого станкаосуществляющий перемещение (подъём и опусканиенитей основы.

Ремизное ткачество - наименее трудоёмкое. Узор образуется с помощью ремизок, в зависимости от количества которых получают ткани с различным узорным переплетением нитей и разнообразной структурой. Имело распространение во многих районах России, например в Вологодской и Олонецкой губерниях, где существовало много его разновидностей. Сегодня традиции ремизного узорного ткачества продолжают сохраняться в изделиях народных художественных промыслов России. Так, предприятие "Красный ткач" 9(г. Череповец) выпускает широкий ассортимент узорных тканых изделий.В основном это предметы для интерьера - покрывала, салфетки, скатерти, портьерные ткани. Для них характерна многоцветная колористическая гамма традиционных вологодских геометризированных рисунков орнамента. Основу производства составляет сложная многоремизная техника исполнения с использованием  ручного перебора. На Шахунской художественной фабрике (Нижегородская область) возрождены и широко применяются различные виды ткацких переплетений, приёмы браного, выборного, ажурного ткачества и их сочетаний.